Памятка первокурснику
190605 «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин" |
|||
|
|||
Методическая копилка Документы Памятка первокурснику Экскурсии по предмету Отчет по предмету
|
1. Творческие способности - это... Знаменитый греческий математик Архимед, купаясь, однажды спросил себя: отчего в воде тела делаются легче. Внезапная мысль пронзила его разум: "Эврика!" (Я нашел!) воскликнул он. Так Архимед открыв самый знаменитый принцип физики: погруженное в воду тело получает толчок снизу вверх, по силе равный весу вытесненной жидкости. Этот закон позволяет судам бороздить моря, а самолетам - летать. Творческие способности - это умение находить новые оригинальные решения какой-либо проблемы. Ими наделены все, кто больше, кто меньше. И вы тоже. Подростки обладают гораздо большими творческими способностями, чем взрослые; но некоторые методы обучения и воспитания могут угасить эту детскую искорку. Из недавних исследований выясняется, что наиболее творческие подростки - в тех семьях, где оба родителя работают. Обычно матери таких детей более нетерпеливы, они постоянно поощряют любознательность подростков, верят в них и не терзают их постоянными запретами. С творческими способностями рождаются; однако можно стать творческим человеком благодаря воспитанию, которое дало бы возможность применять свои способности, которое бы стимулировало подростка и давало ему возможность решать задачи, а не подсказывало бы уже готовые решения. 2. Портрет творческой личности
3. Как развивать ум Всем нам природа даровала определенное количество разума. К сожалению, некоторые люди совсем им не пользуются, и мало-помалу это количество уменьшается. Есть такие - кто пользуется им постоянно и сохраняет его активность и гибкость. И тогда это количество все увеличивается... Существуют три веские причины (можно найти еще много других), чтобы научиться стать умнее, то есть, научиться использовать свой разум так, чтобы он был гибким, продуктивным и творческим. Мозг не таков, как костюм, который снашивается тем быстрее, чем больше его носишь. Мозг функционирует как раз наоборот: чем больше его используешь, тем эффективнее он становится. Память работает тем лучше, чем больше ты заставляешь ее работать. Чем более ты используешь свои творческие способности, тем выше они становятся. Разум дает возможность выбирать. Приведу пример, чтобы было понятнее: богач, внезапно лишившись денег, может по своему свободному выбору решить жить в бедности, если ему это больше нравится. Но нищий никогда не может решить жить роскошно, как бы сильно он этого ни хотел. Так и студент, если он наделен большим разумом, может решить не учиться, если не желает. Но если у студента ограниченное умственное развитие, он никак не может принять такое решение. Вопреки народному поверью, считающему, что "горе от ума", и что разумные люди неуравновешенны и несчастны, исследования доказывают, что как раз разумные люди довольны жизнью более, чем неразумные. Дело в том, что они могут лучше распоряжаться своей судьбой, а потому они свободны и счастливы.
Двенадцать секретов, как развить разум 1. Веди здоровый образ жизни Когда ты в добром здравии, то и разум работает эффективно. Поэтому старайся питаться как следует; спи вдоволь; не принимай ненужных лекарств или опасных веществ. 2. Много читай и обогащай свой запас слов Как для организма необходима пища, так для мозга необходимой пищей является чтение. 3. Пытайся во всех случаях говорить правильным языком Не стесняйся выступать во время обсуждений, дискуссий, на классных собраниях. Выражая вслух свои мысли, ты уясняешь идеи для себя. Чем лучше мы владеем языком, тем лучше сможем решать конкретные проблемы в жизни. 4. Стимулируй свою любознательность Ты можешь делать это, путешествуя, ходя на выставки, в музеи... В исследованиях разума утверждается, что ребята с самым высоким коэффициентом умственного развития - это те, у кого были возможности путешествовать, делать опыты, исследовать окружение. Это развивает логические и критические способности человека. 5. Строй замыслы и планируй свою работу Ставя перед собой определенные цели, определенные задачи, имея какие-либо хобби, ты обязательно будешь использовать все свои умственные способности, будешь более старательным и не станешь разбрасываться на ненужные, мало производительные виды деятельности. 6. Упражняйся, решая задачи, игры на сообразительность, строя в одиночку то, что тебе нужно Разум развивается не только, когда думаешь; но и когда ты экспериментируешь с реальностью: мысль и действие тесно связаны между собой. 7. Играй и пытайся приобрести много друзей Играть в компании - полезнее, чем в одиночку. Если у тебя много друзей, это духовно обогащает тебя; приучает тебя сопоставлять свои мысли с идеями окружающих и участвовать вместе с ними в том, что жизнь ежедневно дарует тебе. 8. Старайся заниматься тем видом деятельности, который обеспечит тебе успех Успех и похвалы усиливают желание приобретать знания. Если мы получаем удовлетворение от той деятельности, которая нам нравится, то это еще больше побуждает нас продолжать наши усилия, поскольку ничто так не ослабляет волю, как постоянные неудачи. Если нам удается блистать в какой-либо области, наиболее близкой нам, то это усиливает наше самоуважение и, кроме того, побуждает нас более активно заняться тем видом деятельности, к которому мы не так предрасположены. 9. He падай духом, если в техникуме ты не успеваешь Разум и успеваемость не всегда соответствуют друг другу. Можно привести массу примеров этого: Эйнштейн, например, посредственно занимался в школе, и, поступая в технологический институт в Цюрихе, провалился на вступительном экзамене. Очень полезно верить в свои способности. Школьные неудачи не имеют решающего значения: настоящую оценку нам должна поставить жизнь. 10. Старайся всегда смотреть на вещи позитивно Оптимизм побуждает к успеху. Чувство юмора помогает мозгу... быть всегда в форме. 11. Не жди слишком быстрых успехов Когда перед собой ставят высокую цель, следует готовиться работать много и терпеливо, если хочешь ее добиться. Даже Бог сотворил мир не за один день! 12. Старайся всегда думать собственной головой Мнение вырабатывается, когда ты выслушиваешь различные точки зрения, размышляешь, спрашиваешь, читаешь. Начни с того, чтобы высказывать свое мнение по самым простым вопросам. Постепенно ты сформируешь свое мнение и будешь выражать его и по вопросам гораздо более сложным. И в особенности, никогда не повторяй однажды слышанного: так поступают попугаи, а не человек, наделенный собственным разумом для того, чтобы мыслить! 4. Как развивать память Никто не рождается без памяти Не бывает хорошей или плохой памяти самой по себе. Если ты не запоминаешь, это значит, что ты не используешь все средства, необходимые для того, чтобы она хорошо работала. Процесс запоминания происходит в три этапа: 1. этап "приема", в течение которого ты принимаешь информацию (например, на уроке в техникуме, или читая книгу); 2. этап "обработки", во время которого наш мозг отбирает, классифицирует, сравнивает новую информацию с уже имеющейся; 3. этап "фиксирования", во время которого информация входит в нашу память и надолго там остается. Если какая-либо информация забывается, это происходит потому, что что-то не сработало на этих трех этапах. Тогда спроси себя, достаточно ли ты был внимателен во время объяснения в классе, или думал о чем-то другом; достаточно ли ты любознателен, достаточно ли у тебя мотивировки... Если какой-либо из этих элементов отсутствует, то память не знает где ей закрепиться. Законы памяти "Почему это некоторые темы я запоминаю легко?" нередко спрашиваешь ты себя. Вероятно, потому, что они тебе интересны. А если они тебе интересны, твое внимание активно работает на этапе "приема" информации. Ты принимаешь ее; но мало того: ты передаешь ее другим, беседуя с ними на эту тему. Те люди, которые плачутся на плохую память, могли бы за несколько секунд перечислить десятки названий песен своего любимого певца: попробуй проверить! Память следует двум законам: интереса и восприимчивости. Мы отлично помним то, что нам интересно, то, что близко нас касается. Зрительная и слуховая память Обычно лучше запоминается то, что видишь. Это еще одна характеристика памяти. В момент "приема" информации включаются все пять органов чувств; однако у каждого человека по-разному. Кое-кто более восприимчив к зрительным элементам: в таком случае говорят о зрительной памяти. Другие люди помнят в основном то, что слышат: тогда это слуховая память. Хорошо, если ты знаешь, какая у тебя память, так, чтобы ты мог использовать более подходящие способы; хотя, конечно, было бы идеально, если бы одновременно включились все пять органов чувств. Десять заповедей для памяти 1. Уточни в памяти мельчайшие подробности. Хорошая память во многом зависит от внимания и от здоровой любознательности. 2. Лучше запоминается то, что ты услышал, а не прочел. Если ты хочешь усилить способность запоминания, читай вслух текст, который тебе нужно запомнить. 3. Лучше заниматься помалу, но часто. Если у тебя есть несколько дней на то, чтобы выучить стихотворение, учи каждый день по одной строфе. Не дожидайся последнего дня. 4. Прежде, чем лечь спать, перечитай тот текст, который нужно заучить наизусть. Ночные часы помогают укрепить память. 5. Если тебе нужно запомнить новое название, постарайся вспомнить, на что оно похоже. 6. Лучше всего заниматься после обеда и вечером. В это время мозговая деятельность становится активнее, чем утром. 7. Если тебе нужно запомнить какую-либо дату или цифру, изобрети способ, как легче ее запомнить: тебе понадобится не так много воображения. 8. Клади свои вещи всегда на одно и то же место. Порядок поможет тебе легко отыскать то, что тебе понадобится, не теряя времени на бесполезные поиски. 9. Когда тебе нужно сдать экзамен, или у тебя опрос, старайся быть спокойным. Страх и тревога тормозят память. 10. Не полагайся на свою память. Заведи привычку записывать в блокнотике, в календаре или в дневнике самые важные встречи, дела, адреса, номера телефона и т.д.
5. Как тренировать силу воли
Может быть, и тебе случалось не раз слышать, как тебе говорят: "У тебя слабая воля"; "Нужно тебе стараться стать более волевым!" 1. Все мы, без исключения, обладаем силой воли. Природа наделила каждого человека достаточным количеством силы воли, чтобы все мы могли выжить и удовлетворить свои потребности. 2. Вместе с волей природа наделила нас и иными качествами, например, воображением, чуткостью, и т.д. Когда одно или другое качество преобладает, существует опасность подавить волю, или, по меньшей мере, нарушить ее. 3. Существует широчайший диапазон воли. Крайними его точками являются волевые люди и безвольные. Волевой или безвольный? Некоторые люди привыкли сразу принимать решения, во всех случаях, чего бы это ни стоило. Таких называют "волевыми" людьми. Некоторые же, напротив, действует лишь тогда, когда не может оставаться в бездействии, или когда его соответствующим образом побуждают к действию. Это "безвольные" люди. Правда, в словаре ты найдешь такое определение безвольного человека: "Человек, лишенный силы воли": на самом деле, такого не происходит, как мы только что сказали. Как натренировать силу воли Воля - это цель, к которой нужно стремиться, как во время спортивного соревнования. Как во время всякой тренировки, сила воли также требует терпения, времени, трудов. Нужно тренироваться каждый день, не отступать, не падать духом, не уставать. Но невозможно желать, если неизвестно, чего желаешь. Следовательно, прежде всего для начала уточним цель, которой мы хотим добиться. Когда цель уточнили, мы должны направить на нее все наши силы, никогда не изменяя направления, которым движемся, и нe отвлекаться. Это неотъемлемое условие, иначе мы никогда ничего не добьемся. 6. От чего зависит успеваемость в учебе? 1. Вера в себя. Иметь веру в себя означает - сознавать свои способности и твердо верить в них (однако при этом не переоценивать их). Вера в себя - основной фактор. Она обеспечивает то психическое равновесие, которое совершенно необходимо для умственного труда. Это, так сказать, та платформа, которая обеспечивает тебе душевное спокойствие: а без него не обойтись в учебе. 2. Интерес. Интерес означает, что ты подходишь к какой-то теме предмета или к определенной работе, заданной преподавателем, с увлечением. Если есть интерес, работать становится легче, и ты получаешь гораздо более удовлетворительные результаты. Когда интерес ослабевает, нужно соответственно повысить его. А если его вовсе нет? Ну, тогда беда! Самое лучшее - найти "учителя", который мог бы вызвать его у тебя. Но не падай духом: бывает, что вдруг тема, которая поначалу была тебе противна, вызовет у тебя интерес... Тогда будь готов работать! 3. Желание. Следует помнить, что всегда может появиться искушение замедлить темп занятий, оправдывая себя тем, что все равно время еще есть. Не дай Бог, если твое желания остынет! Однако в хорошем плане занятий всегда предусмотрены перерывы, развлечения и отдых. 4. Четкое понимание того, что нужно сделать. Не нужно много идей: если есть несколько четких идей - это уже прочная основа успеха. 5. Организованность. Организованность - это умение добиться максимального результата с наименьшими усилиями и в наименьшее время. Организованный человек умеет предвидеть, то есть, глядеть вперед, так, чтобы в нужный момент суметь выбрать именно то, что следует делать. 6. Психическая зрелость. Очень часто эмоциональные или личные проблемы недостаток спокойствия, напряженность мешают заниматься. И, наоборот, когда мы преодолеваем кризис, это резко повышает наши способности, благодаря чему усваивать знания становится легче. 7. Рабочая обстановка. Обстановка, в которой ты работаешь, оказывает двойное влияние: в психическом плане и в умственном. Лучше работать час в благоприятной обстановке, чем два часа посреди шума, ссор или в такой обстановке, в которой невозможно сосредоточиться. 8. Материальные средства. Учебники, словарь, тетради, ручка... в общем, все орудия, которые нужны для выполнения наших учебных заданий, необходимы для того, чтобы твоя учебная деятельность проходила успешно. Ведь все выше указанные факторы ни к чему не приведут, если нет материальных средств. Что такое - невнимательность Невнимательность - это расстройство, которое не дает человеку возможности использовать все свои способности на то, что он делает в данный момент. Невнимательный водитель может поехать на красный свет или не заметить пешехода, переходящего дорогу при зеленом свете светофора. Невнимательный студент может написать одно, а думать совсем о другом; он легко забывает объяснение какого-либо понятия и хватается за последнее слово, которое он услышал, когда преподаватель задает ему вопрос. Как и в случае всякого расстройства, нужно найти его причины. Причины невнимательности Причиной невнимательности может быть СПЕШКА, у тебя будто бы ноги чешутся; ты не думаешь ни о чем больше, как только поскорее закончить то, что делаешь. Если дело в этом, нужно вооружиться терпением, терпением и еще раз - терпением. Другой причиной может быть УСТАЛОСТЬ. Когда ты занимаешься чем-либо, через некоторое время твоя старательность ослабевает. В таком случае нужно обязательно сделать перерыв, отдохнуть, проветрить комнату, заняться чем-то другим... Еще одной причиной невнимательности может быть ЛИЧНОЕ БЕСПОКОЙСТВО. Ты боишься признаться родителям, что получил плохую оценку на уроке; Вадик тебе сегодня не улыбнулся; эти противные прыщики портят тебе лицо, и на вечере над тобой будут смеяться.. . ты смотришь в книгу, но думаешь совсем о другом. Что же делать? Возможно, неплохо поговорить об этом с кем-то, кому ты доверяешь, и попросить его помочь тебе. Еще одной причиной невнимательности могут быть ДРУГИЕ ИНТЕРЕСЫ. Телефильм, который идет в эти минуты, приковывает к себе твое внимание; плакат с фотографией Майкла Джексона на стенке твоей комнаты отвлекает тебя; со двора доносится шум ребят, играющих в футбол, а из кухни - запах вкусной еды... Конечно, тебе не до занятий. И, возможно, тебе не хватает силы воли, чтобы выключить компьютер, закрыть дверь и окно и делать то, что нужно. Когда ты понял причины, помочь горю не так трудно: нужно только захотеть!
|
||