|
§1 Как
организовать свою самостоятельную работу
Не считать ничего сделанным, если кое-что осталось сделать.
К.Ф. Гаусс |
|
Наукой и
практикой установлено, что лишь самостоятельная работа позволяет
студенту усвоить систему знаний, глубоко вникнуть в сущность
изучаемых наук, овладеть необходимыми навыками, развить свои
способности и дарования.
Без
хорошо организованной и планомерно осуществляемой самостоятельной
работы нет и не может быть настоящего образования и научного
познания.
Самостоятельная работа, являясь важнейшим средством образования,
должна строиться на основе научной организации умственного труда,
которая требует соблюдения следующих положений:
-
Определить свои возможности, знать свои положительные стороны и
недостатки, особенности своей памяти, внимания, мышления, воли и
др.
-
Найти
наиболее пригодные для себя методы самостоятельной работы и
заботиться об их улучшении.
-
Начиная работу, установить ее цель (зачем я работаю, чего должен
достичь в своей работе).
-
Наметить план работы и трудиться, придерживаясь этого плана (что
и в какой срок должен я выполнить).
-
Осуществлять самоконтроль, самопроверку в процессе работы.
-
Уметь
создать благоприятную обстановку для своей работы и постоянно
совершенствовать ее.
-
Выполнять требования гигиены труда, создавать гигиенические
условия для труда.
-
Работать ежедневно, систематически, а не от случая к случаю.
Для овладения навыками научной
организации умственного труда рекомендуются
следующие правила работы:
-
Работай ежедневно в одно и то же время (в одни часы) дня.
-
Принимайся за работу быстро, энергично, без промедления.
Некоторые студенты затрачивают много времени на раскачивание,
втягивание в работу. Поставь своим девизом быть готовым начать
работу без промедления.
-
Не жди
благоприятного настроения, а создавай его усилиями воли. Нужно
уметь заставить себя работать регулярно, ритмично и при
отсутствии настроения и вдохновения.
-
В
начале работы всегда посмотри, что было сделано по изучаемому
предмету в предыдущий раз. Психология учит: если установлена
связь нового материала со старым, то новый материал будет более
доступным, лучше понимается и усваивается.
-
Работай сосредоточенно, внимательно, думая только о работе, не
отвлекайся от нее.
-
Стремись выработать интерес даже к неинтересной, но нужной
работе. Ошибку делают те студенты, которые работают хорошо, с
желанием только по любимому предмету, а по другим предметам
кое-как.
-
Работай с твердым намерением понять, усвоить, закрепить, развить
в себе уверенность, что ты можешь и должен это сделать.
-
Уделяй
больше времени трудному материалу, не обходи трудности, старайся
преодолевать их самостоятельно.
-
Пользуйся различными приемами, чтобы заставить себя глубоко и
основательно понять изучаемый материал: записывай, составляй
схемы, таблицы, зарисовывай и рассказывай материал себе и своим
товарищам.
-
Стремись видеть практический смысл в усвоенных знаниях, старайся
понять, как эти знания помогут в будущей профессиональной
деятельности. Не стесняйся об этом спрашивать преподавателей.
|