Рассмотрено на
заседании Методического Совета
Утверждаю
«___ » сентября
2008
г.
Директор техникума
В.А. Совалков
«___» сентября 2008 г.
Положение по планированию и организации
самостоятельной работы студентов
1.
Общие
положения
1. Согласно
Типовому положению об образовательном учреждении среднего
профессионального образования (среднем специальном учебном заведении),
самостоятельная работа студентов является одним из видов учебных занятий
студентов.
2. Самостоятельная
работа студентов в техникуме проводится с целью:
- систематизации и закрепления полученных
теоретических знаний и практических умений студентов;
- углубления и расширения теоретических
знаний;
- формирования умений использовать
нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
- развития познавательных способностей и
активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности,
ответственности и организованности;
- формирования самостоятельности мышления,
способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- развития исследовательских навыков;
3. В учебном
процессе выделяют два вида самостоятельной работы студентов: Аудиторная,
внеаудиторная;
Аудиторная самостоятельная работа
студентов выполняется на учебных занятиях под непосредственным
руководством преподавателя и по его заданию.
Внеаудиторная самостоятельная работа
выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его
непосредственного участия.
4. Объем времени,
отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу, находит отражение:
- в рабочем учебном плане;
- в рабочих программах учебных дисциплин
с распределением по разделам и темам;
Распределение объема времени на
внеаудиторную самостоятельную работу в режиме дня студента техникума не
регламентируется расписанием;
2. Планирование внеаудиторной работы
2.1. При разработке рабочих учебных планов
определяется:
- общий объем времени, отводимый на
внеаудиторную самостоятельную работу в целом по теоретическому обучению
(как разница между максимальным объемом времени, отведенным
теоретическое обучение в целом, и объемами времени, отведенными на
обязательную учебную нагрузку, факультативные дисциплины, консультации
по теоретическому обучению);
- объем времени, отводимый на
внеаудиторную самостоятельную работу по циклам дисциплин с учетом
требований к уровню подготовки студентов, сложности и объема изучаемого
материала по дисциплинам, входящим в цикл;
- объем времени, отводимый на
внеаудиторную самостоятельную работу по учебной дисциплине в зависимости
от уровня освоения студентами учебного материала;
2.2. Объем времени, отведенный на
внеаудиторную самостоятельную работу по учебной дисциплине находится в
пределах 29% - 32% от объема времени, отведенного на обязательную
учебную нагрузку по данной дисциплине;
3. Функции предметно – цикловых
комиссий
3.1. Предметно – цикловые комиссии на
своих заседаниях рассматривают предложения преподавателей по
установлению времени внеаудиторной самостоятельной работы по всем
дисциплинам цикла, при необходимости вносят коррективы;
4.
Функции преподавателя
.1
Преподаватель планирует объем времени, отведенный на внеаудиторную
самостоятельную работу по учебной дисциплине;
4.2. Преподаватель эмпирически определяет затраты времени
на самостоятельное выполнение конкретного содержания учебного задания:
на основании наблюдения за выполнением студентами аудиторной
самостоятельной работы, опроса студентов о затратах времени на то или
иное задание, хронометража собственных затрат на решение той или иной
задачи с внесением поправочного коэффициента из расчета уровня знаний и
умений студентов;
4.3. При разработке рабочей учебной программы по учебной
дисциплине преподаватель устанавливает содержание и объем теоретической
учебной информации и практические задания по каждой теме, которые
выносятся на внеаудиторную самостоятельную работу, определяет формы и
методы контроля результатов;
4.4. Содержание внеаудиторной самостоятельной работы
преподаватель определяет в соответствии с рекомендуемыми видами заданий
согласно примерной и рабочей программ учебной дисциплины;
4.5. Инструктаж по выполнению внеаудиторной
самостоятельной работы проводит за счет объема времени, отведенного на
изучение дисциплины;
5.
Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы
1.1.
5.1. Для овладения знаниями:
- чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной
литературы), составление плана текста, графическое изображение структуры
текста, выписки из текста, конспектирование текста;
- работа со словарями и справочниками, ознакомление с
нормативными документами, учебно – исследовательская работа,
использование компьютерной техники и Интернета, аудио- и видеозаписей;
Для закрепления и систематизации знаний:
- работа с конспектом лекции (обработка текста);
- составление плана и тезисов ответа;
- составление таблиц для систематизации учебного
материала;
- изучение нормативных документов;
- ответы на контрольные вопросы;
- аналитическая обработка текста;
- подготовка сообщений к выступлению на семинаре,
конференции;
- подготовка рефератов, докладов;
- составление кроссвордов;
- тестирование и др.
Для формирования умений:
- решение задач и упражнений по образцу;
- выполнение чертежей, схем;
- выполнение расчетно – графических работ;
- решение ситуационных задач;
- подготовка к деловым играм;
- подготовка курсовых и дипломных работ (проектов);
- экспериментально – конструкторская работа;
- упражнения спортивно – оздоровительного характера и др.;
5.2. Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной
работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и
дифференцированный характер, учитывать специфику специальности,
изучаемой дисциплины;
Организация
и руководство внеаудиторной самостоятельной работой студентов
6.1. Преподавателю рекомендуется:
- использовать дифференцированный подход к студентам;
- перед выполнением провести инструктаж по выполнению
задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения,
объем работы, основные требования к результатам работы, критерии отметки.
- предупредить студентов о возможных типичных ошибках,
встречающихся при выполнении задания;
- при необходимости проводить консультации за счет
общего бюджета времени, отведенного на консультации;
- проводить контроль результатов внеаудиторной
самостоятельной работы студентов осуществлять в пределах времени,
отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине и
внеаудиторную самостоятельную работу студентов по дисциплине. Контроль
может проходить в устной, письменной или смешанной форме, с
представлением изделия или продукта творческой деятельности студента;
- использовать в качестве форм и методов контроля
семинарские занятия, зачетные уроки, тестирование, контрольные работы,
защита творческих работ и др.
6.2. Преподаватель должен:
- Оценить каждого студента за выполненную
самостоятельную работу оценкой «5», «4», «3», «2», «1».
- Отметки за выполненную самостоятельную работу
выставляются в журнал по предмету. Внизу прописывается «самостоятельная
работа», указывается № самостоятельной работы.
Критерии оценки
результатов деятельности внеаудиторной самостоятельной работы студентов
7.1. Уровень освоения студентом учебного материала;
7.2. Умения студента использовать теоретические знания
при выполнении практических работ;
7.3. Сформированность общеучебных умений;
7.4. Обоснованность и четкость изложения ответа;
7.5.
Оформление материала в соответствии с требованиями
|